Начало Века
На грани фолКа
Фирма Грамзаписи «Никитин»
«Начало века» - молодая московская группа, почему-то называющая свой стиль фолк-роком. Видимо, опасаются, что, услышав слово «фолк» без «роковой» добавки, собеседник отвернется от них. Между тем, никакой это не фолк-рок, а обработки народных песен в современном стиле. Вряд ли можно сказать, что идея подобного синтеза так уж нова. Достаточно вспомнить группу «Баба-Яга», превращавшую казачьи песни в завораживающие арт-роковые полотна, и «Ивана Купалу», подкладывающего под аутентично голосящих бабок электронные звуки. «Начало века» делает что-то подобное: берет фолк-песни, в основном довольно известные, и снабжает их новыми аранжировками с использованием традиционных рок-инструментов. Вокал тоже «народный», но, к счастью, группа избегает кокошников и всего этого псевдодревнерусского антуража, без которого не может обойтись ни один проект, взявший на себя миссию популяризаторства фолка. Кстати, просветительского «миссионерства» у «Начала века» тоже не обнаруживается. Поют в группе Елена и Ирина Сергиевские - приятные девушки студенческого вида, в которых, до тех пор пока они не запоют, сложно заподозрить фолк-артисток. Их вокальная манера в принципе выдержана в традиционном духе, но они не кладут голосовые связки на алтарь аутентичности: слышно, что Сергиевским доставляет удовольствие исполнение народных песен, они явно этому где-то учились (например, в хоре при Доме пионеров), но при необходимости они могли бы спеть и по-другому. Такой же подход наблюдается и в аранжировках. Все жесткие гитары и элементы «рокапопса» появились в песнях совсем не оттого, что «Начало века» мечтает повысить интерес молодежи к народной музыке. А оттого, что группе просто нравится играть то, что она играет - брать песню с двухсотлетней историей и превращать ее в свою, любовно украшая соляками, фенечками и прибамбасами. И никакого сознательного твердолобого популяризаторства.
Штирлиц говорил, что запоминается последнее. Но работая с таким неоднозначно воспринимаемым жанром, «Начало века» вынуждено было сразу вываливать на зрителя самое лучшее. Альбом «На грани фолка» начинается с отличного хард-рокового инструментала, подслушанного у AC/DC: когда он неожиданно переходит в широко известную «Паранью», слушатель не удержится от одобрительного хмыканья. В дальнейшем столь же ярких моментов на диске, пожалуй, и нет: попадаются брит-поповые куски, красивые клавишные темы, но на 15 треков фишечек группе не хватило. Впрочем, такая цель - развлечь, повеселить - и не ставилась. Иногда фолк бывает просто фолком - даже у проекта, относящегося к народной музыке как к своей собственной.
Автор статьи: Алексей Мажаев, ИА «InterMedia».