Группа «НАЧАЛО ВЕКА».
Каких только экспериментов не производили над русской народной музыкой с целью ее осовременить и сделать интересной новому поколению слушателей! Эксперименты эти по большей части носили подчеркнуто "умный" и серьезный характер. От прогрессив-фолка в духе Jethro Tull в 70-х до интеллектроники класса Deep Forest на рубеже веков - таков в общих чертах путь, пройденный модернизаторами народного фольклора. Цель раз за разом достигалась - и новые люди начинали слушать старые песни. Но в большинстве случаев конечный продукт из народного становился элитарным, радующим слух специалистов, а публике с улицы - зачастую просто непонятный. В тех же редких случаях, когда удавалось охватить по-настоящему широкую аудиторию (будь то мультиплатиновые тиражи дисков Песняров или не столь давний триумф Ивана Купала), специалисты и гурманы тут же отмахивались: это, мол, попса. Елы-палы, а чего ж вы хотели? - народу нравится, значит, такой народная музыка быть и должна...
Команда Начало Века предлагает свой вариант решения задачи. Их мини-альбом открывается номером "Туман Яром При Долине", решенном в пока еще актуальном "альтернативном" духе: трассируюющие гитары, слэповый бас, стремительные ритмы, отстраненные, в традициях "ирландского гитарного рока", электронные призвуки. Надо сказать, что атмосфера такой игрой сразу создается мрачно-меланхоличная, и вокал из нее довольно ощутимо выбивается. Дело здесь вот в чем: быстрые песни в народных традициях, как правило, меланхолией не страдают. Грустить принято медленно и вдумчиво. В этом смысле более медленному номеру "Соловейка" схожее инструментальное решение соответствует на все сто.
Быстрые же песни, как правило, веселы и носят шуточный характер: в этом смысле плясовой "Кабы Сдох!" не может повредить даже ставшее сейчас общим местом применение "гитарного рок-диско".
Местами группа использует для реализации своих задач фолк-роковые наработки рокеров ни разу не русских. Выходит довольно интересно. Скажем, баллада "Черемушка", где меланхолические акустичеки-гитарные переборы на несколько мгновений форсируются в экстремальный чес на предельной перегрузке, звучит настолько по-скандинавски, что так и подмывает сравнить ее с "Dawn Of A New Day" In Flames. А финальная "Пью-Пью" - это, если не принимать в расчет короткую и не слишком уместную вставочку из арсенала поп-панка, чистейший дидли-бит из дельты Миссисипи. Даже как-то странно не слышать между куплетами рефренов "it's crackin' up" или "sweethearts together". И тут группа попала в точку - именно в этом номере почти уравновешивают друг друга "суматошно-городской" рок-саунд и "размеренно-деревенские" фолк-напевы. А привести эти материи в равновесие - задача не из легких по определению.
Этот ЕР вполне способен заинтересовать публику в ожидании полноценного альбома. А пока что песня "Лебедушка" имеет хорошие шансы попасть в радио-чарты и в сборники класса "Рок-Баллады".
Да, этот поп. Не тот, что спущен сверху, а тот, что действительно способен понравиться народу вообще и нам в частности.
22.04.2005 г.
Автор статьи: Дмитрий БЕБЕНИН.