Сегодняшняя российская фолк-сцена радует обилием молодых и интересных коллективов, каждый из которых ищет свою дорогу, объединяя народные интонации с элементами рока, джаза, электроники, поп-музыки... Одна из ярких звездочек, группа "Начало века", недавно презентовавшая аж в трех городах свой новый альбом "Этнограмма", решила пойти весьма оригинальным путем и соединила фолк с современным рок-мэйнстримом.
- Начало какого века имеется в виду в названии проекта – нашего или прошлого? Понятно, что группа молодая, но фолк почему-то больше ассоциируется с прошлым...
Елена Гусева:
- В названии скрыт двойной смысл. "Это было в начале века", - говорят о каком-то древнем событии, совершенно забывая, что уже произошла смена тысячелетий и мы сами теперь живем в начале XXI века. Применительно к музыке эта схема прекрасно работает: мы берем аутентичные фольклорные произведения без срока давности и перерабатываем их актуальными музыкальными средствами.
Владимир Бусель:
- На мой взгляд, в названии группы основную смысловую нагрузку несет слово "начало". Начало жизни, существования, начало песни, начало пути и т.д. "Век" - это что-то большое, значимое, необъятное и связанное со временем, которого порой бывает мало, а иногда количество минут равно количеству звезд на небе в ясную ночь.
- Долго ли существует группа, кого можно назвать ее отцом-основателем (или матерью-основательницей), сразу ли сложился стиль или в начале карьеры вы играли что-то другое?
Е.Г.:
- Основатели группы – Алексей Итюжов и я, Елена Гусева. Нынешнему составу около года, а с момента, когда проект стал развиваться в направлении этно-рока, прошло около пяти лет. До появления в коллективе Алены Сергиевской команда играла музыку, далекую от той, что исполняет сейчас. Но углубляться не будем – это другая история. Можно сказать, история другой группы.
- Есть ли у музыкантов специальное образование? Обучалась ли вокалистка народному пению или это скорее переход от эстрадного вокала в фолк?
Е.Г.:
- Наша вокалистка Алёна Сергиевская - выпускница Волгоградского института культуры по классу народного вокала, басист Роман Шелетов закончил Днепродзержинское музыкальное училище, гитарист Михаил Санок – музыкальное училище им. Гнесиных (эстрадно-джазовое отделение), Алексей Итюжов (акустическая гитара) – самоучка, я училась в музыкальной школе по классу фортепиано, наш барабанщик Владимир Бусель (человек-легенда!) – самоучка, гитарист Антон Крюков - из музыкальной школы.
- Был ли какой-то конкретный момент, когда вы поняли, что хотите заниматься именно фолком?
Е.Г.:
- Фолком интересовались всегда, но умеренно.
Антон Крюков:
- Вот от голоса Инны Желанной с детства испытываю состояние, близкое к оргазмическому. Иван Смирнов – величайший гитарист, постоянно использующий в своих произведениях русские народные мотивы (гусельные наигрыши, главным образом). То есть всегда привлекала интересная авторская интерпретация того, что я считаю духовно-мелодической основой народного песенного творчества. А вот русские народные песни в традиционном исполнении у меня в душе трепетного волнения, как правило, не вызывают.
- Насколько известны вы были в родном Волгограде?
Е.Г.:
- Известны в тусовке. Среди "своих", в основном. Как, собственно, и все остальные волгоградские группы. Просто в городе локальный "шоу-биз" отсутствует напрочь. Стационарных площадок для живых выступлений местных музыкантов всего две, а выпускающих лейблов и вовсе нет.
- Почему несколько лет назад вы решили переехать в Москву?
Е.Г.:
- В период с 2002 по 2003 гг. группа стремительно развивалась. Мы записали альбом "На грани ФОЛкА", и его нужно было издавать. В родном городе становилось тесно. Все семь человек, которые на тот момент составляли коллектив, приняли единогласное решение о переезде в столицу... Первое время мы всемером проживали в одной небольшой квартире, да еще "в нагрузку" прилагались две девушки – актрисы, пытающиеся покорить московские театральные сцены. В первые месяцы было трудновато: жили в богемном окружении, в подобии хиповской коммуны, испытывая все типичные жилищные проблемы гастарбайтеров вроде заваривания бомж-пакетов в турке для кофе... Но жертвы были не напрасными. В октябре 2004 года фирма грамзаписи "Никитин" выпустила наш дебютный диск, а в августе 2005-го группа приняла участие в фестивале "Нашествие".
- Однако ваш первый альбом остался фактически незамеченным. В чём тут дело? Почему некоторые песни перекочевали с первого диска на второй?
А.К.:
- У большинства групп и исполнителей первые альбомы проходят незамеченными. Это нормальная динамика роста. Да и люди с "Никитина" не очень шевелились в плане продвижения диска. По музыке и по звуку вторая работа получилась куда взрослее. Новые музыканты принесли свои интересные идеи, старые поднабрались опыта (улыбается). Поэтому и переписали самые яркие номера с первого диска.
Алексей Итюжов:
- Над первым альбомом мы работали в родном городе, в весьма экзотических условиях. Все песни были записаны в спальне одного из музыкантов группы. Комнату в 13 кв. м переделали в домашнюю студию. Поставили в ней барабаны и комбики и с помощью компьютера, дешевой звуковой карты и Sonar 2 записали 15 композиций. Звукорежиссуре учились на месте, методом "научного тыка". Благодаря хорошей звукоизоляции стен "сталинского" дома, построенного пленными немецкими солдатами в 1951 году, о ходе процесса записи знали только жители верхнего и нижнего этажей. "Наш второй альбом записывался в совсем других условиях, но по духу и музыке это продолжение эксперимента, начатого на дебютном диске.
- Как в группе оказался известный барабанщик Владимир Бусель ("Я и друг мой грузовик", "Небо здесь", "Пелагея")?
Е.Г.:
- Искали барабанщика. Дали объявление в Интернете. Когда получили резюме от Вовы Буселя, были несколько ошарашены, так как для нас он был личностью легендарной! Ответ писали вместе. Что, мол, ужасно польщены, рады были бы, но, наверное, вам с нами будет не очень-то интересно... и т.д. Через несколько часов – звонок на мобильный: Вова Бусель! Говорит, что "НВ" – это именно то, что он искал. Договорились о встрече. Вова еще и привел с собой замечательного бас-гитариста Романа Шелетова (на тот момент мы искали полностью ритм-секцию).
- В вашем активе – выступления на двух "Нашествиях". Как вас принимали на фестивале, где публика ориентирована, мягко скажем, на более "громкую" музыку?
А.К.:
- На "Нашествии" публика на разные жанры ориентирована. Совсем негромкая "Мельница" вызвала там настоящий фурор. Мы по сравнению с ними – просто "чилдреновбодом" и "каннибалкорпс".
- Почему для издания "Этнограммы" вы выбрали "Союз"?
Е.Г.:
- Как всегда, развозили альбом (еще недописанный) по разным лейблам. Откликнулось несколько. Но предложение "Союза" было самым интересным.
- В пояснениях к альбому "Этнограмма" сказано, что вся музыка принадлежит группе "Начало века" и лишь некоторые из текстов – народные. Значит ли это, что вы настолько освоились в искусстве стилизации? Или всё-таки какие-то из мелодий – хорошо переделанные народные?
А.К.:
- Мелодии – всего лишь часть того, что называется музыкой. Это один из главных, но не единственный элемент аранжировки. Мелодии часто остаются народными. Например, в песне "Улетаю" тема сохранена полностью. Только с гармонией и динамикой поигрались. А получилось в результате полное переосмысление оригинала. В "Заре" появился припев, которого не было вначале. В общем, никаких правил. Всё по наитию.
- К творчеству каких народов, к каким региональным традициям вы обращаетесь?
Е.Г.:
- В основном это музыка славянских народов. В репертуаре есть песни на украинском языке, русском, переделанная белорусская ("Встреча"), та самая финская... Но никаких строгих ограничений, конечно же, нет.
- Используете ли вы на концертах и в записи народные инструменты?
Е.Г.:
- На альбоме звучат варган, калюки и египетский барабан джембе. На концертах не используем народные инструменты. Это не совсем наш саунд. Всё-таки "Начало века" - в первую очередь гитарная музыка.
- Вы подаете фолк скорее в популярном, поп-роковом ключе. Не было ли желания сделать что-то более тяжелое, жесткое?
А.К.:
- Периодически возникало. Иногда даже получалось. "Жинка" та же.
Е.Г.:
- А вообще, в музыке, как и в ассортименте алкогольных напитков, все основные направления уже давно придуманы, лучше их уже не сделаешь, но можно попытаться составить хороший коктейль... Жесткие гитары и элементы "рокапопса" появились в наших песнях совсем не оттого, что мы мечтаем повысить интерес молодежи к народной музыке. А потому, что нам просто нравится играть то, что мы играем: брать песню с двухсотлетней историей и превращать ее в свою...
- При работе с фолком всегда есть опасность впасть в "лубочность". Как вы ее избегаете?
А.К.:
- А мы не избегаем (смех). Лубок – вообще великая вещь. Нарочитый примитивизм с фигой в кармане. Непростой такой примитив. Просто здоровый стеб надо дозировать. Чтобы не превратиться в ансамбль "Балаган Лимитед". Уйти от этого нам помогает элементарное чувство вкуса.
Е.Г.:
- Группа избегает кокошников и всего этого псевдодревнерусского антуража, что видно даже по нашим сценическим костюмам, которые, в общем-то, представляют собой парадный вариант повседневной одежды (смех).
- Коснулся ли вас процесс "форматизации"? Пришлось ли при записи альбома идти на творческие компромиссы?
Е.Г.:
- Да, приходилось. Один раз. Песня "Улетаю" была придумана нами изначально в той версии, которая представлена на альбоме как "other version". Но была переделана из соображений "форматизации". Неожиданный результат на выходе: нам оказались дороги оба варианта песни. И вообще, мы снова пришли к выводу, что понятие "формат" - надуманное, вымышленное и для нас его не существует в принципе. Песня сама ведет нас за собой. По-другому и быть не может.
- Почему вы выражаете благодарность Леониду Бурлакову (известному "рокапопсовому" продюсеру) за идею песни "Улетаю"?
Е.Г.:
- Леонид Владимирович позвонил директору группы "НВ" и сказал, что у него есть совершенно замечательная старинная украинская народная песня. Ей больше 400 лет. Спросил, не захотим ли мы ее сделать. Песня нам сразу очень понравилась. Получилась на одном дыхании… стремительно… нежно… В общем, Леониду Бурлакову мы действительно благодарны.
- Как можно определить суть "Этнограммы"?
Е.Г.:
- Я бы сказала, что "Этнограмма" – это минимально необходимая частица народного, из которой убрано всё лишнее, отжата вся вода; оставлено самое важное – текст и мотив оригинальной песни, исходя из которых выстраивается причудливое музыкальное оформление начала века сегодняшнего. Основная идея - сотворить симбиоз, а не химеру. Сделать результат органичным и самодостаточным. Не втиснуть строчки позабытых песен в давящие рамки конкретного стиля, но как раз наоборот - отталкиваясь от живой песни прошлого, прийти по велению сердца к совершенно иным горизонтам. Обработанные таким образом песни претерпевают второе рождение, но в совершенно ином неожиданном качестве. Этнограмма – это уже не фолк-рок как таковой, а некий этно-фьюжн широкого профиля, world music.
Алексей Итюжов:
- Название альбома ”Этнограмма” указывает на то, что в песнях группы непосредственно этническую часть составляет только текст, а музыка остается на усмотрение самих артистов. Таким образом, от фольклора оставлено только самое важное, как в телеграмме.
- Есть ли у вас друзья и конкуренты на сцене?
А.К.:
- Конкуренты есть у бизнесменов. Соперники у спортсменов. Мы ни с кем не соревнуемся. И всех любим (смех). То, что делает группа "Начало века", сейчас не делает никто. "Пелагея" слишком уж прикипела к корням, "Мельница" вообще в другой плоскости, "ZventaSventana" плотно сидят на эйсид-джазовых аранжировках. А такой здоровой эклектики, как у нас, нет на нашей сцене больше ни у кого.
- Что будете делать, когда мода на "народность" пройдет?
А.К.:
- А она есть, мода эта? По-моему, нет. Надуманно это всё.
- Ваши творческие планы?
Е.Г.:
- Очень обширные сейчас... Готовимся к фестивалю "Нашествие-2007", работаем над музыкой к одному кинофильму, делаем новые песни, снимаем видеоклип... просто живем - нашей музыкой, с нашей музыкой, для музыки...